В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко.

– Последний раз мы встречались с Вами в этой студии еще до Пасхи, это было время подготовки к празднику праздников и торжеству из торжеств, а сейчас время пасхальной радости, время, когда мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Я предоставляю Вам возможность поздравить наших зрителей с этим светлым торжеством.

– Дорогие мои друзья, для человека, который ощутил в себе, в своей жизни присутствие Бога, нашел Его, достиг, пришел к осознанию истины, на свете нет прекраснее слов «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Христос воскрес, и в Его воскресении надежда нашей жизни. «Если Христос не воскрес, то тщетна проповедь наша, тщетна и вера наша; если Христос не воскрес, то мы самые несчастные люди, потому что не в того уверовали, – говорит святой апостол. – Но Христос воскрес, первенец из мертвых, Христос воскрес – и повержены демоны, Христос воскрес – и освобождены пленники из узилищ ада, Христос воскрес – и побеждена смерть. Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа? Воскресе Христос, и жизнь жительствует». Всегда хочется по памяти произносить эти слова. Кстати, очень интересная идея: выучить на память «Слово» святителя Иоанна Златоуста в светлый день Пасхи, оно короткое и очень емкое. С днем Светлого Христова Воскресения, дорогие братья и сестры!

А пожелание будет очень простое: не потеряйте весну, не растеряйте то, что было нажито непосильным трудом. Время Великого поста – время реанимации души, и хоть оно и закончилось, небольшой тест: сегодня первый постный день после Светлой седмицы – кто об этом не забыл, кто его сохранил и не проскочил по инерции, в которой мы привыкли за Светлую седмицу к сплошной неделе? Успели затормозить перед средой? Сегодня постный день – время вновь собираться на страже своей души, время возвращаться к посту. Ликование Светлой недели, некоторая праздничная расслабленность позади, вновь пришел период духовной брани. Бдите, молитесь, ибо «дьявол, яко лев, ходит, ища кого поглотить». Не забывайте, что даже малое попущение себе в том или ином деле может отразиться большой потерей.

В одной шиномонтажной мастерской на стенде выставлены причины сдутых колес: сотни разных маленьких болтиков, шурупчиков, гвоздиков, железных стружек. И вроде бы маленькая вещь, меньше ноготка – что она может сделать большой машине? Но попадает в колесо – и человек теряет время, средства, очень много усилий прилагает, чтобы машина оказалась в шиномонтажной мастерской. Из-за такой безделушки, а сколько много потерь! В духовной жизни точно так же. Многие думают: что такого, если в пост добавлю молочко в кофе или сокращу молитвенное правило, позволю себе ту или иную вольность? И вроде как действительно, что здесь такого? Какая-то маленькая безделушка, но попадает в колесо – и машина теряет возможность двигаться. Поэтому желаю в новом году от Светлого Христова Воскресения всегда быть собранными, бодрыми и безжалостно относиться к своим прихотям, не позволять душе лениться.

– Хотел бы начать разговор с интересного проекта, именуемого «Супружеские встречи». Он зарождался в Санкт-Петербурге и уже в течение нескольких лет успешно реализуется. В прошлом году этот опыт переняла наша Екатеринбургская епархия и были организованы мероприятия подобного формата. Насколько мне известно, в этом году совсем недавно прошли эти «Супружеские встречи».

– Давайте расскажем подробнее об этом проекте: в чем его сущность и цель, миссия?

– Хочется попросить молитв о протоиерее Александре Дягилеве и его матушке, о священнике Димитрии с матушкой Ириной. Отец Александр адаптировал этот опыт к нашему православному сознанию, а отец Димитрий привез его из Санкт-Петербурга в Екатеринбург. В каком-то смысле это уникальные православные встречи: несколько дней супруги, даже прожившие в браке не один десяток лет, вдруг оказываются один на один. На самом деле это редкая возможность. Мы с матушкой Ольгой получили такую возможность (неделю отдохнуть вместе) только через 17 лет совместной жизни, дети уже выросли, не нужно было постоянно их опекать. Это было ощущение какого-то свадебного путешествия, когда есть возможность поговорить, пообщаться один на один, когда никто не дергает.

Многим семейным парам очень редко предоставляется такая возможность: побыть вместе несколько дней, уделить внимание друг другу и попробовать поговорить друг с другом. Главная тема супружеских встреч – освоение навыков диалога. На самом деле это огромная проблема: мы не умеем вести диалог, мы все время нарушаем эти важные принципы. На них строится контакт между супругами, родителями и детьми, начальником и подчиненными, между государствами и цивилизациями. Отношения строятся или не строятся в соответствии с тем, учитываем мы или нет правила диалога.

В этот раз собралась двадцать одна пара, причем пять из них были священнические пары. Часть священнических пар были ведущими парами, которые готовили определенные встречи, прорабатывали их, задавали лейтмотив встречи, темы и вопросы для общения, и затем это передавалось в другие супружеские пары. Встречи в основном состояли из семей одного прихода, это тоже своеобразный опыт, потому что на этих встречах была абсолютно церковная атмосфера. На заключительной беседе было несколько откровений, причем не в шутку, а всерьез. Например, один из супругов говорил, что прожил с супругой много лет и эти встречи позволили ему понять, что женщина тоже человек. Причем это не какая-то ирония.

А другая жена сказала примерно то же самое: она поняла, что мужчина тоже человек; думаешь, что мужчина – это титан, который держит весь мир на своих плечах, а ведь он тоже чувствует, переживает, страдает, у него тоже есть какие-то немощи, слабости, ему тоже нужна помощь, поддержка, но мы об этом часто даже не задумываемся. У нас есть сложившийся образ: таким должен быть муж, а такой – жена, и эти стереотипы очень мешают, это глубокая колея. А мы так живем и так общаемся, и общение у нас часто бывает по «касательной», на уровне каких-то бытовых отношений: «Как дела? Как уроки? Как в школе? Что нового? Что интересненького?» Но эти отношения вообще не касаются личности человека. Соприкосновения души с душой, сердца с сердцем не происходит, и это серьезная проблема, потому что контакт, близость происходят именно на этом уровне: встречи личности с личностью. Очень важны правила диалога, я их обязательно повторю: их нужно знать и учиться по ним жить, потому что это универсальные законы. Они позволяют человеку услышать другого человека.

Первый принцип – слушать прежде, чем говорить. Очень важно научиться слушать и слышать. Слово «послушание» связано со словом «слышание». Обычно мы все время говорим, и наша задача – передать другому информацию, настроить его на свою волну. Мы и детей-то не слышим – и вообще никого, кроме себя, только себя готовы слушать. Причем интересно бывает: например, приходит человек на исповедь и вроде как к батюшке за советом, начинает что-то рассказывать, и ты пытаешься несколько раз вклиниться, что -то сказать, а человек как на танке едет – никакого внимания на то, что ему говорят, потому что у него есть какие-то свои понятия, он вообще не слышит. И как можно что-то человеку сказать, когда у него такая сосредоточенность на своем? Нужно научиться слышать.

Ребеночек прибегает: «Пап, посмотри, что я нарисовал». А мы сразу: «А что это у тебя такие грязные коленки? А почему ты не убрал за собой со стола?» И ребеночек сразу «сдувается», голову понурил. Это не только ребенка, а всех касается, потому что человек о себе хотел что-то сказать. Или, например, встречаются два друга: «Знаешь, я вчера узнал такую вещь…» – «А мне вчера уже об этом сказали». То есть мы по гордости так заявляем («я уже знаю, я в курсе, мне сообщили»). Да кому интересно, что тебе сообщили? Ты потерпи немного, дай человеку сказать что-то о себе, он же не новость говорит, он хотел открыть себя, а мы себя вперед выдвигаем – контакт не происходит. Научиться слушать – великое сокровище. Кстати, профессия у священника – слушать, не столько говорить, сколько слушать, потому что это искусство – научиться слушать другого человека. Большинству людей даже не надо ничего говорить для того, чтобы они получили утешение, просто надо их внимательно послушать.

Второй принцип – понимать, а не оценивать. Это тоже очень серьезный принцип, потому что у нас всегда готова уже оценка. Ребенок приходит, рассказывает какую-то историю, хочет поделиться тем, что на душе, а у нас уже готов ответ. Мы вообще профессионалы, знаем всё в спорте, медицине. Стоит человеку немного рассказать о том, что он занемог, ему сразу десяток человек дадут десяток советов: сразу всё оценили, всё поняли, время терять не надо, надо сразу дать человеку рецепт – и пусть идет дальше. А еще в политике и религии все профессионалы, это такие области, где люди считают себя стопроцентными профи, у них всегда готов ответ. Не надо оценивать, надо понимать.

Третий принцип – делиться, а не спорить. Важнейший принцип, потому что там, где спор, там нет никакой истины. Истина всегда кроткая и смиренная, спор – это конкуренция, конфронтация, попытки перетянуть человека на свою сторону.

– Победить…

– Победить, убедить, задавить контраргументами. Надо делиться. Я могу открыть тебе свои чувства, рассказать о своих переживаниях, сказать, что мне не нравится, что меня раздражает и возмущает, и отдать это Богу, совести человека. Потому что мы думаем, что заставим, убедим, «наклоним» человека и тем самым как бы его воспитаем. Надо открыть, поделиться, а дальнейшее отдать Богу.

И четвертый важнейший принцип – прежде всего прощать, что бы ни было. Эти встречи за несколько дней позволяют супругам посмотреть друг на друга, поговорить друг с другом, пообщаться, то есть их помещают в такие обстоятельства, когда уже не на что отвлекаться.

Еще очень важный момент – нужно научиться говорить о своих чувствах близким людям, потому что чувства выражают сердцевину нашего состояния, говорят о том, что я есть на сегодняшний момент. Мы не умеем говорить о своих чувствах. Мы умеем говорить про другого человека: «Ты меня достал, ты меня раздражаешь, я тебя терпеть не могу», а про себя человек не говорит, но именно разговор про себя дает возможность другому почувствовать, что с тобой происходит, без штампов, стереотипов. Потому что мы все время про другого что-то придумываем, нам кажется, что человек такой или другой, но когда начинаем говорить о своих чувствах, душа открывается («мне больно, мне тяжело, я не могу выносить такие слова»; причем очень важно говорить о своих чувствах прямо, а не косвенно, без «захода» и манипуляций другим человеком), близкий человек начинает сопереживать, происходит контакт, откровение («а я и не знал, что ты, оказывается, так думаешь, так чувствуешь, а я-то думал… »).

– В прошлом году во время этих встреч Вы были одним из участников, а в этом году Вы с матушкой были ведущей парой. Получается, что ведущая пара не только передает свой опыт участникам этих встреч, но и сама принимает опыт? Какова разница Ваших ощущений от участия в прошлом году и в этом?

– В любом случае это не просто, в каком-то смысле это требует решительности и мужества. После первой встречи у меня было устойчивое ощущение, что это не игрушки на самом деле: мы говорим друг с другом о таких вещах, о которых раньше, может быть, никогда не говорили, потому что все как-то привычно, настроено. А потом возникает такая мысль: «А что дальше? Сейчас вскроешь эти «гнойнички», а дальше-то что?» И возникает ощущение какой-то тревоги, беспокойства: как быть? Семинар закончится, пройдут два интересных насыщенных дня, а дальше-то жизнь начинается… Но «с нами Бог Своей благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». Участие в таких встречах – это и откровение Богу о себе: «Господи, мы хотим, стараемся, как умеем, как можем, помоги, будь среди нас». Это заявление дает возможность Богу развивать дальше эти отношения. Сначала что-то не получается, не складывается, но мы стремимся, стараемся, молимся и пытаемся эти правила человеческих взаимоотношений применять в нашей семье.

В этот раз мы действительно были ведущей парой – это супружеская пара, которая готовит несколько встреч. Есть определенный сценарий, порядок, алгоритм, в который входит часть истории нашей семьи, для того чтобы помочь людям настроиться на контакт друг с другом, потому что когда искренне и просто слышишь истории других людей, это дает возможность сблизиться, настроиться на откровенный диалог. Конечно, разница существенная. Хотя как участники мы также проходили тот же самый курс, но интересно получается, думаешь: «А о чем говорили в прошлый раз? О том же самом будем говорить?» – и понимаешь, что за полгода кое-что изменилось. Это замечательный опыт на самом деле, запускаются механизмы взаимоотношений, которые позволяют супругам и в дальнейшем быть в контакте, быть близкими друг другу.

Причем было несколько пар, которые говорили, что у них все хорошо, а из своего опыта понимаешь, что они просто плохо себя знают. Это не значит, что есть что-то плохое, просто есть то, что может быть лучше. И потом действительно, когда заканчивался этот семинар, каждая пара рассказывала, что они узнали много нового и полезного, несмотря на то что много лет прожили вместе. И слава Богу!

– Я читал историю появления проекта «Супружеские встречи», и в ней говорилось о том, что это все-таки проект для тех семей, которые находятся в кризисной ситуации, чтобы помочь им преодолеть семейный кризис. Это условие обязательное, или каждая семья так или иначе находится в каком-то кризисе?

– Острокризисных семей должно быть в группе не больше тридцати процентов, потому что в противном случае этот фон может произвести обратный эффект. А кто может сказать про себя, что в их семьях, в их жизни не бывает кризисных периодов? Это слишком самонадеянно.

– То же самое, что сказать: я безгрешный.

– Да, потому что все мы немощные, и детки подрастают, и новые детки рождаются, и физиологические изменения происходят, и прочие вещи. Важно научиться быть вместе и в скорби, и в радости, до скончания века.

– Планируется ли помимо супружеских встреч организовывать и дальше семейные вечера, которые проходили у Вас на приходе?

– Это были встречи для неженатых.

– Некая подготовка?

– Это вообще возможность для людей, которые хотели бы создать семью, встретиться, не хитря, не лукавя, а просто обозначая свое намерение создать православную семью. Эти встречи всегда предваряются молебном с Акафистом Иисусу Сладчайшему, с особыми прошениями, в которых мы просим, чтобы Господь помог найти свой жизненный путь, жизненное призвание; если человек одинок, то встретить человека, с которым создать семью; если по Божьему замыслу предстоит быть без семьи, то просим подать человеку сил, чтобы смириться с этим, принять это и не печалиться сверх меры. Очень важен формат таких бесед, это как площадка для общения и знакомства, думаю, что потихонечку у нас это получается.

– Одна из миссий любой семьи – продолжение рода, воспитание детей в вере. В одной из статей на православном сайте я прочитал интересные рассуждения, которыми хочу с Вами поделиться, о том, что при воспитании детей в вере не нужно давить на них и заставлять; нельзя говорить, что к иконе Христа нужно просто приложиться, не объясняя значения этого; не нужно заставлять ребенка идти на исповедь, заставлять вставать рано утром и идти в храм, если он не может там ни стоять, ни сидеть, а будет бегать и мешать всем вокруг.

Нужно помогать детям осознанно приходить к Богу, как когда-то сами родители пришли в свое время к вере, чтобы у ребенка не возникло конфликта и чтобы он не сказал, что больше не пойдет в храм. Как найти золотую середину? Есть ли она? И Вы, как многодетный отец, все-таки тоже можете поделиться опытом воспитания детей в традициях благочестия.

– Я сам об этом много думаю, очень об этом переживаю: и за своих детей, и за приходских, которых у нас в приходе около ста на сегодняшний момент. И несмотря на то, что мы максимально стараемся организовать их присутствие в храме, чтобы это не было тусовкой, тем не менее очень переживаю, как дети себя ведут в храме на службе, как подходят к Причастию. Ведь важно не просто дать детям формальное правило, потому что ребенок, в силу своей недоразвитости, не понимает, что такое десять заповедей. Он может заучить их как таблицу умножения: «не убей, не укради, не прелюбодействуй…» А что такое для него «прелюбодействуй»?

– Кто его знает…

– Да. И Закон Божий ребенок тоже может выучить, сдавать на «пятерку» Священную историю, рассказать, что было с Соломоном, Давидом, кого и когда воскресил Христос, но это будет как зубрежка в школе: сдают, а потом забывают. И еще существует такая проблема для церковных детей: мы с вами (их родители) не были церковными детьми, мы нашли это сокровище в зрелом возрасте после страданий, крови, боли, когда человек, как блудный сын, расточив все и оказавшись в нужде, вдруг, как свежий воздух в пустыне, как глоток холодной воды, обрел Христа, – и это ценно, ради этого человек готов терпеть разные лишения, осознанно поститься, потому что он понимает реальную пользу этого, потому что пост дает возможность стяжать благодать Духа Святого. Если человек когда-то серьезно постился, у него есть этот практический опыт поста и молитвы, молитвы и смирения, которое привлекает благодать Божию. Но у детей ничего этого нет, и мы сами не знаем, как опытно ребенок ощущает себя верующим в 6, 7 или в 12 лет, у нас есть опыт 20–30-летнего христианина, а как эту «одежду» надеть на ребенка и как он себя будет чувствовать? Дети, приходя в храм, часто бывают и в алтаре, и на клиросе. Как они относятся к святыне? Или как ведут себя во время того же богослужения?

Одно из значений слова «религия» – благоговение перед Всевышним. Мне кажется, это ключевое состояние души. «Начало премудрости – страх Божий», страх Божий – это благоговейное чувство святыни. Если душа ощущает святыню – она живая, если душа к святыне относится равнодушно – это мертвая душа. И не нужно строить иллюзий, думая, что мы будем ребенка причащать любым способом, хоть руки ему завернув. Иногда ребенка подносят или подводят, завернув ему руку назад так, чтобы он ею не вертел, рот откроют и впихивают туда Причастие. У Иоанна Кронштадтского есть такое выражение, взятое из Евангелия: «порождения ехидны, змееныши». Оно, конечно, жесткое, но иногда посмотришь, какая сопротивляемость Христу есть у ребенка, и подумаешь: можно ли Тело Христово запихать в ребенка насильно? Он же извивается, сопротивляется.

Конечно, можно по-разному это комментировать, но что у ребенка останется в памяти? Причастие – это не магия, это не значит, что мы будем его «пичкать» и вдруг когда-нибудь произойдет «щелчок» и он станет отроком Варфоломеем, который потом стал Сергием Радонежским. Ничего подобного, и не нужно строить иллюзий, если у ребенка нет чувства святыни, если храм для него – место тусовки, если молитва – просто скучное занятие. Мама одного пятилетнего ребенка спросила у него, что такое Причастие, а он отвечает с претензией, что Причастие – это когда есть не дают. Таких историй на самом деле много.

Ребенку важно передать чувство Живого Бога, благоговение перед святыней, трепетное отношение к храму, молитве, поэтому родители должны быть очень внимательны, но не нужно солдафонства, муштры. Причем интересно получается, что все, что для нас дорого, заповеди Божии – все это идет вразрез с тем, что дорого для ребенка, потому что у него прихоти, ему хочется телевизор смотреть, есть шоколад, «висеть» с товарищами в группе «ВКонтакте». Ему всего этого хочется, а мы ему говорим: «Это нельзя, потому что пост, потому что то, другое, третье…» Запрещаем. Пока он маленький, мы подкручиваем пружинку, но исполнится ему 10–12 лет, пружинка развернется – и он вылетит, как пробка, из Церкви, и не зайдет туда, потому что, кроме формализма и внешних правил, мы ничего не смогли ему передать.

Должно быть чувство Живого Бога, а дальше думайте сами, как вы будете своему ребенку это прививать. Но привить можно только то, к чему сам привит. Если свеча горит, от нее можно зажечь другую свечу, если свеча давно уже остыла – как зажжешь другую? Один из принципов приобретения страха Божия – нужно быть с тем человеком, у которого есть страх Божий. Если мы хотим, чтобы у детей было благоговение, у нас должно быть трепетное отношение к святыне. Например, церковь – это святыня, и человек должен благоговеть перед церковью, перед священником, потому что он священнослужитель. Не допускать панибратства, хамства по отношению к нему.

Отец, мать – это тоже святыня, те люди, к которым мы должны относиться с почтением. Старшие – тоже люди, которых мы должны почитать по закону Божьему, благоговеть перед ними. И если у нас нет чувства благоговения, то как мы сможем это передать детям? Поэтому вновь мы возвращаемся к тому, что нужно иметь в себе эту добродетель, живое ощущение святыни, а за ребенком нужно внимательно наблюдать, чутко слышать, когда у него душа обострится, потому что залечить душу, дать ей живой опыт можно тогда, когда она болит.

Например, у ребенка возникает какая-то ситуация, непонимание с кем-то в классе, трудности с учителем (это очень важный момент, ни в коем случае никогда не поощряйте и не поддакивайте ребенку, когда он начинает жаловаться на учителя)… Учитель – это старший, а значит, хамство недопустимо. В любом случае старшего нужно «прикрыть», потом потихонечку переговорить с учителем, если действительно есть проблема; защитить ребенка от учителя, если учитель самодур, но никогда не позволять ребенку осуждать старших, тем более самим никогда этого не делать: не осуждать правительство, иерархию, учителей. Это очень важно, это жизненные принципы. Если мы их нарушим, то потом уже хама не сделаем благоговейным – это невозможно, это «точка невозврата».

Нужно слышать ребенка, чувствовать, и когда душа обостряется, можно сказать: «Давай помолимся, вот Господь, давай вместе Его попросим, чтобы Он умирил, или устроил, или помог, или сохранил». И вот когда с живой верой родитель будет вместе с ребенком молиться (а Господь обязательно не посрамит эту молитву верующего) и ребенок ощутит реальный опыт присутствия Бога – это будет кирпичик в основание благоговения, живого чувства святыни. Но это процесс, и ни в коем случае не надо думать, что мы сейчас научим читать правило и умилимся, как ребеночек в стихаре выходит из алтаря со свечой… А между делом он с кем-то там перемигивается, переговаривается, дергается – как ангел может себя так вести? Лучше его никогда больше не пускать в алтарь, это будет меньшее зло, чем если он привыкнет в алтаре вести себя нагло и дерзко, точно так же, как ведет себя на улице или в школе. Обязательно должно быть чувство святыни. Это жизненное чувство.

– Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: «Если я часто привожу детей к Причастию, обязательно ли мне тоже часто причащаться, или лучше ходить с ними только тогда, когда причащаюсь сама? С какого возраста начинать с детьми утренние и вечерние молитвы и приучать их к посту?»

– Всегда все индивидуально, нет готовых инструкций, с какого возраста. Нужно чувствовать своего ребенка: кому-то с пяти лет, кому-то с девяти. По поводу утренних молитв: это должно быть все выверено. Отец Владимир Воробьев, например, вспоминал, что ему впервые торжественно вручили молитвослов в пятнадцать лет, когда он впервые осознал себя взрослым. Это был переход от детскости к юности. Поэтому здесь надо смотреть, ребенок должен понимать, о чем он молится. Нет никакого смысла просто зазубривать длинные тексты. Пусть он лучше поклоны положит: десять земных поклонов с молитвой «Боже, милостив буди мне, грешному», потом поблагодарит своими словами за хорошее, что было в течение дня, попросит прощения у Бога за какие-то ошибки, поцелует иконочку или крестик и побежит спокойно спать. Очень важно, конечно, читать Евангелие, но не просто начитывать тексты, чтобы что-то осталось в памяти, а взять коротенькую историю, прочитать и обсудить, спросить у детей, что они поняли, самим как-то прокомментировать.

Что касается Причастия, очень важно, чтобы у детей сохранялось благоговение. Может быть, лучше пореже причащать. И когда ребенок готовится к Причастию, важно, чтобы родитель за него прочитал несколько молитв ко Причастию, но от искреннего сердца попросил бы Бога, что он хочет для своего чада в этом великом таинстве. Это всегда творческий процесс, здесь нельзя подходить шаблонно, надо учиться чувствовать своих детей, смотреть, наблюдать, как ребенок ведет себя после Причастия. На все это требуется время, а у нас его нет, поэтому мы какие-то общие формальные верхушки схватили и потом понеслись куда-то. А куда нестись, если это твой ребенок? Сейчас происходят важнейшие события! А у нас все оставляется на «потом», потом это затирается: ребенок заснул, забыли поговорить, а завтра уже и не вспомнили. И так бывает из раза в раз. Так быть не должно.

– Хотелось бы услышать от Вас духовное наставление, как не растерять пасхальную радость, как соотнести ее с нашей жизнью?

– Прежде чем сказать что-то назидательное, у меня есть к вам просьба. Телеканал «Союз» сейчас испытывает необходимость в поддержке, и буквально на этой неделе проходит благотворительный марафон для поддержки деятельности всеми нами любимого, очень важного церковного ресурса, православного телеканала «Союз». Поэтому, пожалуйста, обратите на это внимание и поучаствуйте каждый кто чем может. Это важно для нашего телеканала.

В этом году пасхальные поздравления сопровождались цитатой апостола Павла из Послания к Фессалоникийцам. Там есть такие слова: «Всегда радуйтесь». Наша вера – это источник постоянной радости, Бог – Он радостный, Он хочет, чтобы мы жили в радости. «Непрестанно молитесь» – следующий завет. Это высочайшее духовное искусство – быть в постоянном общении с Богом, это искусство должно быть нами усвоено, потому что без непрестанной молитвы, без памяти о Боге человек остается как без оружия во время войны. «За все благодарите», – говорит апостол. И действительно, это удивительная вера, которая говорит о том, что можно благодарить не только за радости, но в большей степени нужно благодарить и в моменты скорби, потому что всё от Бога. Если мы принимаем от Бога доброе, то неужели злое не сможем от Него потерпеть, при условии, если Господь – это наше сокровище, если мы Его любим? «Бог дал, Бог взял». «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», – говорил праведный Иов. «Ибо такова о вас воля Божия о Христе Иисусе, Господе нашем. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Помогай нам всем Господь!

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Елена Кузоро