С 30 ноября по 2 декабря 2012 г. в гостинице «Свет Маяка» пос.Стрельна Петродворцового района г.Санкт-Петербурга состоялась встреча для супружеских пар по углублённой программе, предназначенная для тех супругов, которые ранее принимали участие в мероприятиях Движения «Супружеские встречи».

Встреча была организована Санкт-Петербургским православным епархиальным Центром «Супружеские встречи», созданном по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского 24 сентября 2010 г., и действующего при Секторе семейных образовательных программ Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской Митрополии. Во встрече принял участие римо-католический Центр Движения «Супружеские встречи» в Санкт-Петербурге, действующий при храме св. вмц. Екатерины на Невском проспекте. 

Углублённая программа проводилась в России впервые, многие материалы ещё не были переведены на русский язык, поэтому для проведения этих встречи из Польши прибыли основатели и руководители Движения «Супружеские встречи» с 1977 г. Ежи и Ирена Гжибовские. Они же и предложили провести встречу сразу для двух Центров – православного и католического, поскольку из-за относительной  малочисленности Санкт-Петербургского католического Центра отдельно проводить такую программу для них было бы сложно.  Возглавили встречу Ежи и Ирена Гжибовские, совместно с руководителями Правосланого Центра протоиереем Александром и Любовью Дягилевыми, клириком Санкт-Петербургской Епархии иереем Виталием Фонькиным и его супругой Еленой,а с католической стороны организаторами выступили лидеры Санкт-Петербургского католического центра священник Здислав Шманьда, Станислав Карпёнок и Татьяна Захарова, а также лидеры Белорусского Центра в Минске Павел и Елена Кузьмицкие, также специально прибывшие в Санкт-Петербург. Помимо организаторов во встрече приняли участие 11 супружеских пар.

Все мероприятия проводились совместно, по единой программе, кроме богослужений. Католическая Месса была отслужена в субботу вечером, а Православная Божественная Литургия – в воскресенье утром. Все желающие могли присутствовать на обоих богослужениях, но причащаться благословлялось только на богослужении своей конфессии.

Несмотря на конфессиональные различия, участники встречи сдружились между собой, и на последней встрече, когда была возможность поделиться чувствами и впечатлениями относительно прошедшего мероприятия, многие отмечали подъём, воодушевление, радость, появившееся чувство более глубокого доверия, как к своим собственным супругам, так и к другим участникам. Многие отмечали, что в начале они испытывали смущение и страх по отношению к католикам (или, соответственно, к православным), но по ходу встречи эти чувства полностью исчезли – люди искренне открыли себя и свои традиции друг другу, многие вещи вызвали удивление и восторг, оказалось, что католики (или православные) тоже люди, тоже любят и верят в Иисуса Христа, испытывают те же чувства, переживают такие же проблемы в семьях, на работе, с друзьями, что у нас больше общего, чем представлялось в начале, что друг по отношению к другу у представителей разных конфессий много устоявшихся предубеждений, не соответствующих действительности, или давно устаревших.

Многие высказывали чувства боли и печали, что события 958-летней давности разлучили христиан и раскололи Христианский Мир на западный и восточный, после чего христиане не только потеряли возможность вместе причащаться, но и стали друг друга подозревать, а, порой, ненавидеть и враждовать друг против друга. Это является прямым нарушением того, что заповедал нам Господь наш Иисус Христос:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою… Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих… Сие заповедаю вам, да любите друг друга». (Ин.  13, 34-35; 15, 9-10; 12-13; 17).

Несколько человек поделились, что у них возникли одинаковые чувства по поводу взаимоотношения Православной и Католической Церкви. Они напомнили им отношения мужа и жены, которые когда-то были «одна плоть» (Быт. 2, 24), любили друг друга, заботились друг о друге, а потом рассорились и разошлись. Неудачные попытки примирения ещё больше усилили взаимную подозрительность и недоверие. А причина в том, что были нарушены основные принципы диалога, которые, оказывается, более универсальны, чем только для построения диалога между мужем и женой:

 - Слушать, прежде, чем говорить
 - Делиться, а не спорить
 - Понимать, а не оценивать
 - Прежде всего – прощать.

Об этих принципах диалога говорится на всех программах «Супружеских встреч», при нарушении хотя бы одного из них диалога не получается, и вместо примирения и взаимного принятия возникают ещё большие обиды, и конфликт ещё больше раздувается. Когда со мной ведут диалог, я понимаю, что меня уважают, меня слышат, со мною делятся, меня понимают, даже если и не соглашаются, и меня прощают. В ответ я делаю то же самое – и это есть любовь. Путь диалога – это путь христианской любви. Когда диалога нет – это значит, что нет любви; либо, даже если она есть, её не чувствуют. Тяжело человеку поверить, что его любят, когда его не слушают; когда его пытаются переспорить, навязать своё, не приняв его мнение; когда человека не понимают, но, напротив, на него вешают  обидные ярлыки; и когда его не прощают, даже когда он признаёт свою вину и просит прощения.

Соответственно, восстановление отношений после конфликта, как между супругами, так и между народами, и между Церквами, возможно только через диалог, через взаимное соблюдение всех принципов диалога, через любовь и прощение, и другого пути – нет.

На встрече по углублённой программе немалое значение уделялось такому понятию, как чувства, что стоит за ними, являются ли они грехом, как к ним относится, и как их выражать правильно. Ещё одной темой было понятие «потребности». Потребности бывают физическими и психическими, чувства же рождаются, как следствие их удовлетворения либо неудовлетворения.

Чувства – это естественная реакция человека на внешние обстоятельства в зависимости от собственных потребностей. Чувства бывают приятными и неприятными, но они не бывают греховными или негреховными. Чувства в принципе есть - они не являются грехом – за них нельзя осуждать или наказывать. Но часто люди не умеют выражать свои чувства и потребности, особенно если речь идёт о неприятных чувствах. Очень часто неприятные чувства выражаются косвенно – в форме агрессии, осуждения, плача, обвинения, риторического вопроса, а, иногда, и в форме физического насилия.

При косвенном выражении чувств уже можно говорить о таком понятии, как грех. И напротив, никак не выраженное чувство имеет свойство накапливаться, усиливаться со временем, «накручиваться» разными домыслами и подозрениями, и при последующей сложной ситуации выражаться в косвенной форме, без привязки к данной ситуации, в ещё более усиленном и неадекватном виде. То есть, не выражение чувств – тоже не выход, к тому же провоцирует человека на грехи злопамятства и мщения, а тот, на кого это мщение вырывается, не может понять, почему из-за такой ерунды такая неадекватная реакция.

Так бесы, используя естественные вещи, провоцируют людей на косвенное выражение чувств, прекращение диалога и взаимную ненависть друг ко другу. Причём, в большинстве конфликтных ситуаций каждый супруг винит другого, а себя считает абсолютно правым, что не соответствует действительности.

Как нет людей без грехов, кроме Иисуса Христа, так нет семей без проблем; а если люди говорят, что это не так, значит они обманывают сами себя и других. Во всех конфликтах вина есть на обеих сторонах, можно говорить лишь о степени вины, хотя чаще виноватым считают того, кто более экспрессивно и косвенно выражает свои чувства, хотя на самом деле это может быть лишь следствием очень сильной обиды, а б?льшая вина может быть на том, кто выглядит более сдержанным и адекватным. Всё это также относится и к семьям, и к государствам, и к народам, и к Церквам.

Выражать же чувства нужно говоря о себе, и о том, что я сейчас чувствую, не затрагивая личности ближнего. Так будет честно и правильно. Например: «Я чувствую усталость, одиночество, разочарование и огорчение, когда вижу эту гору невымытой посуды», - а не: «Почему ты не вымыл посуду, бездельник?!»,- как часто поступают люди, ссорясь друг с другом. Когда муж слышит последнюю фразу – он слышит лишь агрессию и обвинение, полюс ярлык «бездельник», что рождает обиду, ответную агрессию, но совершенно не стимулирует его на помощь супруге.        

Но за каждым неприятным чувством лежит потребность, либо физическая, либо психическая, либо удовлетворённая, либо нет. Теме «наши потребности» на углублённых встречах уделялось особое внимание. Задача человека не только понять и принять чувства ближнего, когда он делится ими (даже если и неправильно – косвенно), но и понять, каковы его потребности, чего он хочет, в чём он нуждается, и чем я сейчас могу ему помочь. Любящий человек всегда стремится удовлетворить потребности ближнего, если он может это сделать, и если путь к удовлетворению не лежит через грех. Именно таким образом – через диалог, и удовлетворение насущных потребностей, выражается наша любовь к ближнему и к Богу.

Но могут спросить, а как любить Бога, разве у Него есть потребности? Этот вопрос тоже был задан на встрече. Да, Бог самодостаточен, но Он создал нас, чтобы мы разделили с Ним радость бытия, чтобы любили Его и друг друга, и в этом обретали подлинное счастье (Библейский термин – блаженство). Любить и быть любимым – это единственная потребность Бога, это то, что Он ждёт от нас.

Результатом встреч стали переговоры между руководителями двух Центров Движения – католического и православного – Ежи и Иреной Гжибовскими и протоиереем Александром и Любовью Дягилевыми, которые состоялись 4 декабря 2012 года и привели к заключению Соглашения и подписанию совместного Коммюнике.

Была достигнута договорённость, что Движение официально перестаёт быть католическим  и становится межцерковным, с двумя равноправными Объединениями – православным и католическим, которые являются юридически-независимыми, самостоятельными, каждое действует строго в рамках Канонического Права своей Церкви, но при этом оба Объединения поддерживают друг друга, сотрудничают, могут организовывать и проводить совместные мероприятия (кроме богослужений с совместным причащением, пока это не будет разрешено Священноначалием обеих Церквей на соответствующем уровне). Православная сторона, в данном случае, руководствуется «Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию», в частности п.п. 5.5 и 5.6.

Оба Объединения действуют по единой методике и реализуют идентичные программы. Особенности сотрудничества двух Объединений в рамках единого Движения "Супружеские встречи" должно быть выражено в форме письменного договора, подписание которого запланировано на сентябрь 2013 г.

Знаменательно, что через три дня – 7 декабря 2012 состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с председателем Папского совета по делам семьи архиепископом Винченцо Палья. На этой встрече Его Святейшество напомнил, что «сегодня тема семьи — одна из центральных тем в отношениях Церкви с окружающим миром. Если же говорить о ней в контексте двухсторонних отношений между Православной Церковью и Католической Церковью, семья — это та тема, где мы вместе можем сегодня активно взаимодействовать, потому что являемся единомышленниками практически по все вопросам».

Подробно о встрече можно ознакомиться на официальном сайте Московского Патриархата.

 прот. Александр Дягилев